Практическая часть. Принцип баланса в Го.
Как правило, в игре складывается разница в стратегиях игроков — кто-то в ходе игры получает больше территории, кто-то больше влияния. Стратегия одного заключается в медленном наращивании, построении прочных форм, другого — в стремительном развитии построении легких форм и обрушении противника.
Принцип же баланса заключается в том, что играющий на территорию и прочные формы, все равно не должен отдать все влияние противнику, а играющий на влияние и атаку все равно должен захватить какую-то территорию. Тот, кто играет только на оборону — проиграет, так же, как и играющий только на атаку. Соблюдение некоего баланса между противоположностями дает перспективу для выигрыша.
Это очень похоже на характер стратегий примененных в ВОВ. Немцы со своей стратегией блицкрига, прекрасно владели динамической обороной. СССР на средних и поздних этапах войны наряду с идеально отлаженым «конвейером от станка к орудию» и доведенной до совершенства противотанковой обороной, прекрасно применял оперативное искусство. Кстати, рекорд по отношению потерь был поставлен при разгроме Квантунской армии в Маньчжурии. Отношение наших и японских потерь было 1 к 37, это самая большая разница в войнах Нового времени. Оперативное искусство оказалось совершеннее блицкрига.
Расписание занятий на Смоленке в мастерской НОРД и контакты для обратной связи на сайте Русской школы Го и Стратегии.
Лекционная часть.
К началу 1941 г. Германия единственная обладала революционной технологией ведения войны. Методов противодействия блицкригу на этот момент еще не существовало, это позволяло разгромить любого противника на поле боя (даже СССР).
Отсюда стратегия Германии в войне: навязывание противнику образа действий «стимул — реакция», слом духа с последующей дезинтеграцией, разрушением его социальной, экономической и политической систем.
Все это осуществлялось посредством разгрома его армии, захвата территории и промышленности в течение времени исчисляемого неделями и в людском восприятии принимавшего характер вселенской катастрофы.
Стратегия Германии — стратегия взрывного изменения реальности, стратегия обрушения.
СССР к началу войны так и не сумел воплотить в жизнь разработки Триандафиллова (советский аналог блицкрига), главной идеей которых было творческое соединение передовой техники и глубокого маневра.
Эти идеи так и не были воплощены из-за длившегося более десяти лет конфликта между двумя группировками в советском генералитете «поклонников техники» в основном бывших военспецов и «поклонников маневра» в основном кавалеристов, прекрасно владевших техникой рейдов по глубоким тылам.
Форсированное развитие промышленности не так и не было подкреплено адекватным построением армии как системы. СССР и не внедрил на начало войны свой аналог блицкрига. Это давало Германии решающее военное превосходство. У немцев имелась совокупность сил и средств необходимая и достаточная для победы над Советским Союзом.
Формально план Барбаросса был абсолютно реален.
Однако оценивая результаты кампании 1941 г. Г. Гудериан пишет: «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьёзное поражение, которое из-за упрямства верховного командования повело в ближайшие недели к роковым последствиям. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии были надломлены». Таким же образом это было оценено советским командованием.
Как же изменились обстоятельства к концу года, кто и как сумел изменить эти обстоятельства?
Ситуация блицкрига во Франции представляла из себя лавинообразную катастрофу, но в войне против СССР немцы натолкнулись на нечто не укладывающееся в теорию и практику блицкрига.
Блицкриг строился на в том числе и на учении Клаузевица о центрах тяжести позиции — «танковое зубило» как правило избегало укреплений и ударяло в стык позиций, где было слабое место. («Когда идут вперед, и противник не в силах воспрепятствовать — это значит, что ударяют в его пустоту…» Сунь-Цзы). В битве же за Москву характер боевых действий свелся к атаке хорошо укрепленной глубоко эшелонированной обороны в неблагоприятных условиях с действиями партизан в тылу, что уже никак не соответствовало блицкригу. Все это усугублялось уже созданной (!!!) Советским Союзом действенной противотанковой обороной.
По критериям Сунь-Цзы “…самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости.”
СССР «разбил замыслы противника » и заставил его «осаждать крепости». Победа под Москвой расколола основные вражеские союзы.
Чтобы так изменить обстоятельства, пришлось провести нечеловеческую работу. Главное это система действий по укреплению духа: жесткое подддержание дисциплины, сплочение общества, тотальная мобилизация всей страны вплоть до женщин и детей, введение комиссаров в армии, песня «Священная война», плакат «Родина-мать», исторические фильмы. Удержание всеми средствами централизованного управления войсками и тылом, Эвакуация населения и производства (гениальный план разработанный и осуществленный Д. Устиновым — молодым наркомом вооружений). Для армии пришлось менять организацию танковых войск, искать действенную тактику противотанковой обороны, создавать новое противотанковое оружие и приспособливать существующее, разрабатывать тактику применения новых видов оружия.
И наконец затянуть кампанию до зимы (в битве под Смоленском ГА «Центр» была принуждена перейти к обороне, что дало спасительную задержку в 2 месяца).
Подбитые из ПТР немецкие танки имели иногда по 15-17 пробоин. Это показывают запредельную силу духа стрелков — они стреляли по надвигающемуся на них, стреляющему танку!
Несмотря на большие потери, руководство СССР не только не скатилось к поведению «стимул — реакция», но целенаправленно сломало стратегию блицкрига и навязало свои условия войны, отодвинув решающий момент на зиму, когда против измотанных немцев выступили совместно РККА и «Генерал Зима». С этого момента стратегия блицкрига стала мутировать и вырождаться, стратегия же СССР вышла на развитие.
1941 год был годом войны стратегий: немцы навязывали свою стратегию дезинтеграции противника (СССР), путем разрушения его армии, захвата территории и промышленности, Советский Союз же проводил стратегию срыва блицкрига и навязывания затяжной войны (доктрина, разработанная Фрунзе в 1925 г.). Результатом этой войны стратегий стал надлом немецкого духа, и первые предпосылки того, что СССР выстоит в этой войне и обрушит гитлеровскую Германию.