Роль психологии в Го

С 1 октября на территории клуба «Бастион» проходят лекции и семинары по игре Го.
Лекции читает Игорь Коротеев — педагог, занимается изучением игры Го с 1969 года, связью Го с 36-ю стратагемами, диалектикой, военным искусством и психотренингом.
Семинары проводит Светлана Вахитова — преподаватель, региональный менеджер Федерации Го, руководитель Воронежского отделения Федерации Го.
Запись на занятия по телефону: 8 926 121 79 52 или e-mail: weiqiregion@gmail.com

Конспект первого занятия «Роль психологии в Го».

Особенности искажений восприятия: обман, самообман, иллюзия.
Обман как боевое воздействие на психику.
Классификация элементов обмана: обман-дезориентация, обман-деморализация, обман-манипуляция.

Теоретическая часть занятия

Типы поведения игроков:
пассивное (ведомое), то есть по модели «стимул — реакция»;
активное (волевое). Это более сложная схема «Наблюдай (разведка, изучение, разведка боем) — Ориентируйся (проникай в суть) — Решай (постановка целей, нахождение путей осуществления) — Действуй.»

Функция обмана в общем виде — провоцирование пассивного (ведомого) поведения жертвы, подавление или расслабление его воли.

В партии Го буквально все является соблазном перейти на «стимул — реакция», потому требуется определенное воспитание личности, воли, постоянный тренинг, игра только с предварительной установкой как на восприятие, так и на характер действий. Постоянное культивирование активного поведения, с регулярными обсуждениями

В Го психологическая нагрузка на игрока сходна с такой же у бойца во время боевых действий или у бизнесмена в кризисной ситуации. Потому Го является ценным тренажером для закалки психологической устойчивости. Из всех видов саморегуляции Го ценно тем, что это система волевой саморегуляции.

Характер действий в Го.
В своем опыте мы можем найти только СДЕЛАННОЕ (СОТВОРЕННОЕ) или ПРОИЗОШЕДШЕЕ (свободная игра стихийных сил).
Китайское понимание НЕДЕЯНИЯ: дерево растет САМО оно не ДЕЛАЕТСЯ, но садовник может радикально управлять жизнью, смертью и развитием дерева. Такое вот ненасильственное управляющее воздействие («не тяни за ростки!») и есть НЕДЕЯНИЕ, которое может быть тяжелым изнурительным трудом.
Искусство Го — это искусство управления ситуацией в условиях «двоевластия» (Вы и Партнер). То есть воздействия не СИЛОВЫЕ, а УПРАВЛЯЮЩИЕ (недеяние, действия садовника). На этом построены так же мягкие стили боевых искусств.

Практическая часть занятия

Изложение, краткое обсуждение, демонстрация правил Го.

Одновременная игра: две доски 9х9, фора 4 камня, с комментариями, вопросами к ученикам с целью, дать им сориентироваться в развитии событий на доске.
Как показало обсуждение, оба слушателя (Кирилл и Павел) более-менее сориентировались в происходящем.
Павел Наблюдал, Ориентировался, но Решения не произошло. Цели не были осознаны, Действия носили ситуативный характер. Игру проиграл.
Игра скатилась к оппортунизму, очень грамотному. Однако белые захватили два угла и в еще убили угловую группу.
На обсуждении Павел верно нашел переломный момент партии, от которого зависела гибель угла.
В процессе игры я задал вопрос: «Как в бизнесе определяют иерархию действий?» Ответ: «Срочные действия и затем важные действия». Объяснение Оба (большое место) и Кюба (срочное место) в Го.

Кирилл — Наблюдал, Ориентировался, Решил атаковать, но потерпел фиаско. Игру проиграл.
В обсуждении выяснилось, что атака в Го, это то самое «владение инициативой», как его понимают военные. При атаке группы она, как правило, выживает, если нет фатального изъяна. Поэтому всякая атака должна иметь Цель, например, получить территорию посредством атаки группы. Слабая вражеская группа здесь только средство построения территории с сохранением инициативы. У всякой стенки две стороны, всякая атака работает в обе стороны. Если атака работает только в одну сторону — она абсурдна (точнее бесцельна) и только укрепляет противника.
В обсуждении пришли к консенсусу, что если экспериментировать, то надо владеть методикой эксперимента; всякая только оборонительная игра это всегда «стимул — реакция» и потому гибельна.

В обсуждении были разыграны две атаки с помощью облавы (ситё), одна из них с выходом на свой камень. Опасность неудачной атаки.

Выполнили задание отгородить 5 камнями территорию в углу, на стороне, в центре. Вопрос: «С чего начинать партию?»
Павел: «С огораживания углов, затем сторон…»
Кирилл: «Ход в центр».
Обсуждение: «Это имеет смысл только для агрессивной атакующей игры, которой пока не владеем».

Задания для самостоятельной работы:
task-1


Просмотров: 3 649
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий