Мария Ульянова, музыкант и любитель Го:
Играя в Го и занимаясь музыкой (игра на гитаре), я проследила между этими двумя занятиями множество параллелей. Предлагаю вашему вниманию статью об этих параллелях.
Игра в Го по законам импровизации.
Распространённое в Китае название Го – «беседа рук», «разговор руками».
Игра на инструменте есть ни что иное, как «песня, которую ты создаёшь своими руками».
Можно познакомиться с правилами игры Го, прочитав их. Но накопить опыт можно только в процессе игры. Нужно играть – только так появится опыт. Играй — и ты постигнешь все секреты и философию Го.
Музыкой нельзя заниматься в отрыве от практики. Прочитав десятки книг и прослушав множество лекций по теории музыки, не узнаешь ничего и не сможешь сыграть ничего, если не будешь практиковаться. Отличие состоит в том, что музыка позволяет практиковаться не только физически, но и мысленно с не меньшей пользой.
Камни выставляются на доску по одному. Когда они стоят, то соседние камни почти касаются друг друга.
Отдельные звуки красиво соединяются между собой, без пауз, сливаясь в единое целое.
Каждый поставленный камень влияет на дальнейшее развитие игры. Красота финального рисунка на доске зависит от каждого отдельной постановки.
В импровизации каждая сыгранная нота влияет на дальнейшее развитие создаваемой музыки. Красота всей мелодии зависит от того, какое решение ты принимаешь каждое мгновение.
Каждый ход или постановка учитывают все имеющиеся на доске камни.
Каждый дальнейший ход в импровизации не может не учитывать всё сыгранное ранее.
Каждый ход требует обдумывания, но недолгого. Сделать нужно такой ход, который приходит в голову как наиболее логичный. Затягивание игры — процесс столь же бессмысленный, сколь и нерезультативный. Долгое обдумывание сбивает игру с ритма, является неуважением ко второму играющему и в конечном счёте не даёт никакой выгоды.
Думать каждое мгновение — основное умение в импровизации. Когда привыкаешь к этому — процесс тебя затягивает, увлекает. Ты понимаешь, что перед тобой открыты любые границы, ты не ограничен ничем. Только своими мыслительными возможностями. Занимаясь музыкой, ты постоянно развиваешь их, совершенствуешь скорость мысли. До тех пор, пока для тебя стремительно мыслить не станет так же естественно, как дышать.
Каждый ход важен не сам по себе, а как средство достижения глобальной задачи, достичь которой невозможно без внимания к каждому отдельному ходу или постановке.
Вместо того, чтобы играть отдельные ноты, музыкант создаёт единое, целостное музыкальное полотно. Его красота зависит от того, насколько каждый создаваемый звук будет соответствовать задуманному.
Каждая следующая постановка может быть сделана в любую точку на доске. И, тем не менее, при выборе точки мы руководствуемся определёнными правилами целесообразности, логичности. При определённом положении камней на доске постановка может быть сделана не более чем в две точки, а иногда только в одну. Игрок при этом волен поставить камень куда угодно, но другие постановки будут неожиданны, нежелательны, нерезультативны.
Так же и в музыке, мы не делаем ход куда попало. Мы ежесекундно принимаем решение, что играть дальше. Импровизируя, ты выбираешь общее направление того, что сейчас прозвучит. После того, как определишься с ним, сами ноты уже подстраиваются под эту задачу. Огромный выбор может смутить только того, кто никогда не пробовал импровизировать. Нужные ноты среди множества доступных найти легко. Их выбор обусловлен тем, что прозвучало до и прозвучит после этого мгновения.
Каждый камень имеет дамэ, дыхания. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Потерявший все дыхания камень не может находиться на доске.
Каждый звук с момента своего появления проживает свою жизнь, одни – более короткую, другие – более длинную. Ты слышишь их, пока они звучат, и помнишь о них после того, как они затухают.
Чем более гармонично построение отряда камней, тем более сильны его позиции и тем устойчивее он себя чувствует на доске. Разрозненное, неуверенное расположение камней не позволяет им усилить друг друга. Они стоят в разладе. Вот почему предпочтение всегда отдаётся правильным, гармоничным фигурам.
Создавая мелодию, мы бессознательно загоняем её в определённые рамки — играем в продуманном размере, придерживаемся выбранной тональности, продумываем ритмическую структуру. Но эти рамки позволяют нам добиться самого главного в музыке — красоты. Как это ни удивительно, лёгкости и красоты проще всего достичь строгостью очерченных линий.
Мы имеем камни всего двух цветов и одну доску. И тем не менее каждая игра уникальна по общему расположению камней. Повторение сыгранных ранее партий просто невозможно.
Нот всего семь, а каждый инструмент имеет немало ограничений. И тем не менее, невозможно точное повторение ранее сыгранного. Каждый шаг даёт десятки возможностей для продолжения, и каждый раз по-разному.
(статья публикуется в мягкой редактуре Светланы Вахитовой)